Евразийское пространство имеет множество измерений, и, пожалуй, формирование общего подхода к истории в странах Евразии — от Беларуси и России до ЦА и Китая — может гарантировать, что уроки прошлого не будут забыты. Преступления фашистской Германии в СССР и зверства милитаристской Японии в Китае (в том числе против советских граждан) основаны на опасной идее расового превосходства одной нации над другими.
В исторической памяти народов России и Центральной Азии Великая Отечественная война занимает особое место — трагические события, которые не обошли стороной ни одну семью, прочно ассоциируются с неимоверными лишениями и невероятным подвигом советского народа в борьбе с фашистской Германией. В противоположность этому победа над милитаристской Японией 3 сентября 1945 года не всегда воспринимается должным образом, при том, что этот день также является и датой окончания Второй мировой войны. И хотя победа над фашистской Германии и разгром милитаристской Японии — не сопоставимые по своим масштабам события, ничто не должно умалять героизма советских солдат в уничтожении опасной идеологии расовой исключительности на обширном пространстве Дальнего Востока и Азии в целом.

Храм «Ясукуни», где почитают память о всех павших военных во II Мировой войне. Токио. 2020 год. Фото автора.
Историческая значимость победы СССР над Японией закреплена в российском законе, который подписал 24 июня 2023 года президент Путин. Теперь 3 сентября в РФ официально признано Днем победы над милитаристской Японией. Но если в России восстановление значимости исторических событий является важной частью государственной политики, то в других странах постсоветского пространства исторические события и даты могут быть разными, равно как и отношение к ним.
Изучение вопросов истории тесно связано с тем, в каком мире будут жить следующие поколения. Сейчас никто не призывает пересматривать отношения с Японией и так же, как в странах Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона, требовать извинений за преступления в период войны. Но когда подрастающее поколение изучает историю, это не только дает знания о прошлом, но и может подготовить к будущему.

Не простой памятник. 8 декабря 1941 г. Премьер-министр Японии Хидеки Тодзио по радио зачитал указ императора о начале войны с США. В это время бомбы уже падали на Перл-Харбор. Важное сообщение закончилось песней «Umi Yukaba» («Когда мы идем по морю»), из которой последние слова «kaerimiwa seji» (я никогда не оглянусь назад) написаны на памятнике cолдату, держащему винтовку Arisaka Type 99 (основная винтовка японской армии во Второй Мировой войне). Музей при храме Ясукуни, Токио. Фото автора, 2020
«Я никогда не оглянусь назад» — как Япония помнит о войне
Совсем недавно, в годовщину чудовищных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, в Сети распространилось видео, как у японской молодежи спрашивают, кто бомбил эти города. Результат был удручающий — половина молодых людей не знает, кто именно сбросил атомные бомбы. Это результат идеологической работы — жертвы есть, память о них есть, но кто это сделал, уже не известно. Естественно, можно понять, кому выгодно изъятие из памяти поколений правды о прошлом. Но Япония не была бы уникальной страной, если бы не имела особых механизмов сохранения того, что важно для ее будущего.
Храм «Ясукуни» и мемориальный музей при нем — особое место, которое всегда будет хранить память Японии о ее прошлом. С одной оговоркой — нужная версия ее военной истории, преисполненной личным подвигом во имя коллективной цели — «установления пространства мира и процветания в Азии». Именно так японские милитаристы боролись за мир, демократию, процветание и антиколониализм в Азии. Только они не упомянули, что, уничтожив колониализм Европы, они насаждали свой, японский. То есть Япония имеет выборочную память о войне. А если провести параллели с современным миром, где другие страны также выступают за «демократию и процветание», становится понятно, что «ничто не ново в этом мире».
Если суммировать вышесказанное, негативное отношение к США японцы просто изымают из истории, и там идет просто констатация факта — воевали, проиграли.
Что касается отношения к России и КНР, то там не все просто. Память об этом есть, но ее популяризируют и исправляют в нужном русле. Как, например, во время трагических событий в Нанкине (столица Китая в то время), когда были жестоко уничтожены более 300 тысяч человек (пленные и мирное население). В японских источниках указывается, что «японские военные были вынуждены вмешаться и применить силы, чтобы предотвратить беспорядки в городе».

Мемориальный музей-выставка в память о жертвах нанкинской резни, устроенной японской армией 13 декабря 1937 года. Нанкин 2023, фото автора. На памятнике монах закрывает глаза убитому мальчику со словами молитвы и упокоения.
В свою очередь мы не можем позволить себе такую выборочную память. Мы не должны забывать о том, что на территории оккупированного Китая, в Маньчжурии, функционировали биологические лаборатории — печально известные отряды № 731 и 100, которые занимались разработкой и испытанием бактериологического оружия против СССР и других стран. В них погибли мучительной смертью более 3 тысяч человек (советских и китайских граждан) в результате опытов. История циклична и, к сожалению, имеет свойство повторяться. Мы также должны понимать, для чего существовали биолаборатории на территории Украины, и здесь разночтения вряд ли могут быть.
Они очень хотят, чтобы мы забыли, но мы помним
Евразийское пространство имеет множество измерений, и, пожалуй, формирование общего подхода к истории в странах Евразии — от Беларуси и России до ЦА и Китая — может гарантировать, что уроки прошлого не будут забыты. Преступления фашистской Германии в СССР и зверства милитаристской Японии в Китае (в том числе против советских граждан) основаны на опасной идее расового превосходства одной нации над другими. Естественно, на всем евразийском пространстве появление таких идей гарантированно исключено.
Более того, 15 декабря 2022 года Генассамблея ООН приняла предложенную Россией резолюцию о борьбе с героизацией нацизма. Напомню, что тогда этот документ 120 стран поддержали, 50 высказались против, а 10 воздержались. Против резолюции, осуждающей нацизм, проголосовали США, Германия, Австрия, Италия, Япония, Украина, Польша, Великобритания и другие. По сути, важный призыв документа — принять меры по недопущению «пересмотра итогов Второй мировой войны и отрицания преступлений против человечности и военных преступлений» — не поддерживают не только бывшие союзники, но и страны, которые проиграли в войне.
Налицо целенаправленное стремление изменить историю и стереть память о роли других государств в борьбе с фашизмом, в особенности если эта роль принадлежит им. В этой связи принижение роли Советского Союза в победе над фашизмом, изъятие памяти о многомиллионных жертвах мирного населения СССР, КНР, других стран Азии и Тихоокеанского региона является важной целью. Фашизм не может существовать без милитаризма, и наоборот — милитаризм не может полноценно функционировать без идеологии фашизма. Значение победы над милитаристской Японией для всего человечества так же велико, как и уничтожение фашистского режима Германии. А 9 мая и 3 сентября равноценно значимы как даты избавления человечества от опасной идеологии фашизма.
Эсен Усубалиев, к.и.н., доцент факультета международных отношений КНУ.
